La mort n'a qu'un instant, et la vie en a mille
Мартин Скорсезе написал открытое письмо своей дочери о будущем кинематографа.
О кино и о том, что его ждетДорогая Франческа,
Я пишу тебе это письмо о будущем. Я смотрю на него через линзу моего мира. Через линзу кино, которое является его центром.
В последние несколько лет я понял, что идея кино, с которой я вырос, на которой зиждятся те фильмы, что я показывал тебе ещё с тех пор, когда ты была ребенком, скоро себя исчерпает. Я не говорю о фильмах, что уже были сняты. Я говорю о тех, что будут.
Я не хочу показаться отчаянным. Я не пишу эти слова с тоном поражения. Напротив, мне кажется, что нас ждет светлое, полное надежды будущее.
Мы всегда знали, что фильмы были бизнесом, и что искусство кино было возможно, потому что не шло вразрез с условиями этого бизнеса. Ни у кого из нас, кто начинал в 60-е или 70-е, не было иллюзий на этот счет. Мы знали, что нам придется приложить большие усилия, чтобы защитить то, что мы любили. Мы также знали, что нам возможно придется пройти через довольно сложные периоды. И я думаю, что мы понимали в какой-то степени, что однажды столкнемся со временем, когда каждый неудобный или непредсказуемый элемент в кинопроизводстве будет минимизирован, возможно даже полностью исключен. Самый непредсказуемый элемент из всех? Истинное кино. И люди, что его делают.
Я не хочу повторять то, что уже было сказано и написано многими до меня о переменах в кинобизнесе, и меня очень трогают исключения в общих трендах кинопроизводства — Уэс Андерсон, Ричард Линклейтер, Дэвид Финчер, Александр Пэйн, братья Коэны, Джеймс Грей и Пол Томас Андерсон делают выдающееся кино, и Пол не только снял «Мастера» на 70-миллиметровую пленку, он даже показал его в таком формате в нескольких городах. Все, кому не безразлично кино, должны быть благодарны.
Меня также воодушевляют авторы, что продолжают делать кино по всему миру, во Франции, Южной Корее, Англии, Японии и Африке. Это становится всё сложнее, но они продолжают снимать свои фильмы.
Но не думаю, что я буду пессимистичен, если скажу, что искусство кино и кинобизнес сейчас на перекрестке. Аудио-визуальное развлечение и то, что нам известно нам как кино — движущиеся картины, задуманные личностями — двигаются в разных направлениях. Вполне вероятно, что в будущем вы будете видеть все меньше и меньше того, что мы считаем кинематографом на больших экранах, и все больше и больше — на маленьких, различных онлайн-платформах и, наверное, в условиях и пространствах, которые я даже не смогу предсказать.
Но почему будущее так полно надежды? Потому что в первый раз за всю историю нашего медиума, нашего искусства, фильмы можно создавать за очень маленькие деньги. Этого не было, когда я рос, и совсем уж низкобюджетные фильмы всегда были скорее исключением, чем правилом. Теперь ситуация перевернулась. Ты можешь достичь красивого изображения с камерами, которые может позволить себе каждый. Ты можешь записывать звук. Ты можешь делать монтаж и осуществлять цветокоррекцию прямо на дому. Все это стало доступно.
Технологии и тот долгий путь, что они прошли, позволив эту революцию в кинопроизводстве, важны, но нельзя забывать об одной важной вещи: инструменты не делают кино, ты делаешь кино. Ты можешь взять камеру, начать снимать, а затем смонтировать это всё в Final Cut Pro. Но делать фильм — тот, что вам нужно сделать — это нечто другое. Легких путей в этом деле нет.
Если бы Джон Кассаветис, мой друг и учитель, был жив в наше время, он бы без сомнения использовал все оборудование, что только доступно. Но он бы продолжал говорить вещи, которые говорил всегда — вы должны быть абсолютно посвящены работе, отдавать ей себя всего, защищать ту искру вдохновения, что привела вас к созданию этого фильма изначально. Защищать её ценой своей жизни. В прошлые времена создание фильмов было таким дорогим, что нам приходилось защищать её от утомления и компромиссом. В будущем вам придется столкнуться и идти против чего-то ещё: соблазна потерять контроль над фильмом, позволить ему от вас уйти.
Я говорю не только о кино. Легких путей нет нигде. Я не говорю, что все должно быть сложно. Я говорю, что голос, который вдохновляет тебя, должен быть твоим голосом — это внутренний свет, как называли его протестанты-квакеры.
Это ты. Это истина.
С любовью,
Папа.
Взято с therebel.ru/2014/01/marty/
О кино и о том, что его ждетДорогая Франческа,
Я пишу тебе это письмо о будущем. Я смотрю на него через линзу моего мира. Через линзу кино, которое является его центром.
В последние несколько лет я понял, что идея кино, с которой я вырос, на которой зиждятся те фильмы, что я показывал тебе ещё с тех пор, когда ты была ребенком, скоро себя исчерпает. Я не говорю о фильмах, что уже были сняты. Я говорю о тех, что будут.
Я не хочу показаться отчаянным. Я не пишу эти слова с тоном поражения. Напротив, мне кажется, что нас ждет светлое, полное надежды будущее.
Мы всегда знали, что фильмы были бизнесом, и что искусство кино было возможно, потому что не шло вразрез с условиями этого бизнеса. Ни у кого из нас, кто начинал в 60-е или 70-е, не было иллюзий на этот счет. Мы знали, что нам придется приложить большие усилия, чтобы защитить то, что мы любили. Мы также знали, что нам возможно придется пройти через довольно сложные периоды. И я думаю, что мы понимали в какой-то степени, что однажды столкнемся со временем, когда каждый неудобный или непредсказуемый элемент в кинопроизводстве будет минимизирован, возможно даже полностью исключен. Самый непредсказуемый элемент из всех? Истинное кино. И люди, что его делают.
Я не хочу повторять то, что уже было сказано и написано многими до меня о переменах в кинобизнесе, и меня очень трогают исключения в общих трендах кинопроизводства — Уэс Андерсон, Ричард Линклейтер, Дэвид Финчер, Александр Пэйн, братья Коэны, Джеймс Грей и Пол Томас Андерсон делают выдающееся кино, и Пол не только снял «Мастера» на 70-миллиметровую пленку, он даже показал его в таком формате в нескольких городах. Все, кому не безразлично кино, должны быть благодарны.
Меня также воодушевляют авторы, что продолжают делать кино по всему миру, во Франции, Южной Корее, Англии, Японии и Африке. Это становится всё сложнее, но они продолжают снимать свои фильмы.
Но не думаю, что я буду пессимистичен, если скажу, что искусство кино и кинобизнес сейчас на перекрестке. Аудио-визуальное развлечение и то, что нам известно нам как кино — движущиеся картины, задуманные личностями — двигаются в разных направлениях. Вполне вероятно, что в будущем вы будете видеть все меньше и меньше того, что мы считаем кинематографом на больших экранах, и все больше и больше — на маленьких, различных онлайн-платформах и, наверное, в условиях и пространствах, которые я даже не смогу предсказать.
Но почему будущее так полно надежды? Потому что в первый раз за всю историю нашего медиума, нашего искусства, фильмы можно создавать за очень маленькие деньги. Этого не было, когда я рос, и совсем уж низкобюджетные фильмы всегда были скорее исключением, чем правилом. Теперь ситуация перевернулась. Ты можешь достичь красивого изображения с камерами, которые может позволить себе каждый. Ты можешь записывать звук. Ты можешь делать монтаж и осуществлять цветокоррекцию прямо на дому. Все это стало доступно.
Технологии и тот долгий путь, что они прошли, позволив эту революцию в кинопроизводстве, важны, но нельзя забывать об одной важной вещи: инструменты не делают кино, ты делаешь кино. Ты можешь взять камеру, начать снимать, а затем смонтировать это всё в Final Cut Pro. Но делать фильм — тот, что вам нужно сделать — это нечто другое. Легких путей в этом деле нет.
Если бы Джон Кассаветис, мой друг и учитель, был жив в наше время, он бы без сомнения использовал все оборудование, что только доступно. Но он бы продолжал говорить вещи, которые говорил всегда — вы должны быть абсолютно посвящены работе, отдавать ей себя всего, защищать ту искру вдохновения, что привела вас к созданию этого фильма изначально. Защищать её ценой своей жизни. В прошлые времена создание фильмов было таким дорогим, что нам приходилось защищать её от утомления и компромиссом. В будущем вам придется столкнуться и идти против чего-то ещё: соблазна потерять контроль над фильмом, позволить ему от вас уйти.
Я говорю не только о кино. Легких путей нет нигде. Я не говорю, что все должно быть сложно. Я говорю, что голос, который вдохновляет тебя, должен быть твоим голосом — это внутренний свет, как называли его протестанты-квакеры.
Это ты. Это истина.
С любовью,
Папа.
Взято с therebel.ru/2014/01/marty/
Даже очень хорошо)